Техника SCAMPER! Как «докрутить» идею и где брать вдохновение

Творческий кризис знаком абсолютно каждому, если только ваша деятельность не связана с монотонной рутиной, наподобие фасовки спичечных коробков. Так откуда же черпать вдохновение и что делать, если оригинальные идеи отказываются появляться? Иван Терских, молодой предприниматель из Томска и создатель паблика о саморазвитии и бизнесе [BZ откровения], поделился методикой, которую он пользуется для продуктивных брейнштормов.

oyoxXxa9Qs8

Но вначале несколько советов из практики.

  • Когда не получается брать качеством, бери количеством. Как и в любом другом деле, в процессе новаторского созидания — многое решает статистика. Из двух десятков уж одна-то идея точно будет годной.

  • Отпусти мысли в свободное плаванье. Довольно сложно выдумать что-то из ряда вон выходящее, если твои мысли крутятся вокруг эталонных стандартов. Попробуй не цепляться за уже известную информацию. Чем больше сумбурных идей у тебя возникает, тем лучше. В конечном итоге разыгравшееся воображение начнет выцеживать из общего потока первоклассные самородки — не явные, но зачастую гениальные открытия. По схожему принципу профессиональные музыканты погружаются в процесс импровизации. Шаг за шагом, получая из хаотичного набора звуков и тональностей по-настоящему воодушевляющие композиции.

  • Сделай короткий перерыв, во время которого ты можешь простимулировать своё правое полушарие: например поиграть на гитаре, набросать карандашный эскиз, с выражением прочитать произведение любимого классика. Способов может быть бесконечное множество, тебе остается выбрать лишь тот, что ближе по нраву, и подходит по ситуации.

  • Всё записывай! Не возлагай чрезмерные надежды на свою память, обязательно фиксируй все свежие идеи удобным для себя способом. Если не получается передать верный ход мыслей через бумагу — записывай аудио-подкасты или делай наброски видео. Впоследствии, периодически возвращайся к своим записям и в самый непредсказуемый момент тебя может осенить совершенно новое решение.

Теперь о том, как «докрутить» идею. Для проработки и переосмысления твоих идей, хочу поделиться эффективной методикой, которая называется SCAMPER. Эта техника была разработана в начале 70-х исследователем креативности Робертом (Бобом) Эберле и позднее усовершенствована одним из основателей агентства BBDO Алексом Осборном, который по совместительству является автором метода мозгового штурма. По сути SCAMPER – это 7 отдельных приёмов: каждый позволяет проработать один аспект проблемы.

Как работать с техникой SCAMPER?

Создай таблицу из 7 строк и 3 колонок. В строках первой колонки будут находиться заглавные буквы, образующие акроним SCAMPER. Для каждого приема есть свой нестрогий, опционально дополняемый набор вопросов и слов-триггеров. После того, как ты пройдешься по всем пунктам, выбери самые жизнеспособные идеи.

S —   substitute? Заменить?

Подумай, какие процессы в твоём проекте могут быть заменены на более продуктивные, с использованием современных технологий. Задай себе ряд вопросов и записывай ответы в таблицу:

  • Как я могу изменить форму продукта?

  • Как я могу использовать другие материалы и составляющие?

  • Какие я могу изменить правила?

  • Нужно ли кого-то уволить и найти более эффективную замену на эту должность?

  • Как я могу использовать другие процессы и процедуры?

  • Как я могу заменить или изменить какие-то части?

  • Как я могу изменить название продукта?

  • Можно ли использовать эту идею в другом месте?

  • Как я могу изменить свою эмоциональную привязанность по отношению к объекту рассмотрения?

Слова-триггеры для этого этапа: замена, перестановка, альтернативный, вспомогательный, переименовать, редизайн, резервный, обменять, разгрузить, переключиться и др.

С —  combine? Скомбинировать?

Иногда самый лучший путь создания инновационного продукта – это взять лучшие черты от уже проверенных идей и сервисов и совместить их с лучшими чертами других, совершенно новых и непредсказуемых продуктов.

 Вспомогательные вопросы:
  • Какие идеи или части можно соединить?

  • Можно ли объединить или перекомпоновать эти части, слить с другими объектами?

  • Что можно скомбинировать, чтобы получить максимальную пользу или количество применений?

  • Какие материалы можно совместить?

  • Какие таланты нужно скомбинировать, чтобы улучшить это?

Слова-триггеры: соединить, совместить, смешать, сложить, стать единым целым, срастись, объединить, сплавить, микс, связанный, упаковка и др.

A — adapt? Приспособить, адаптировать?

Обычно самые эффективные ответы уже лежат на поверхности. Подумай о том, как функционирующую идею можно приспособить к нужному процессу, адаптировать под ситуацию С вероятностью 99% ответ уже найден и проверен на практике– надо только обратиться к чужому опыту и присмотреться к деталям.

Вспомогательные вопросы:

  • На что еще это походит?

  • Есть ли что-то похожее на это, но с другим контекстом?

  • Предлагает ли прошлое какие-то схожие идеи?

  • Что я могу скопировать или позаимствовать?

  • Кому я могу подражать?

  • Какие идеи я мог бы включить в свою практику?

  • Какие процессы можно адаптировать?

  • Какие контексты я могу внести в свою концепцию?

  • Какие идеи за пределами своей области я могу заимствовать?

Слова-триггеры: адаптировать, подстроить, варьировать, трансформировать, подогнать, внести дух, скопировать, повернуть, приспособить, чужой опыт.

М — magnify/modify?

Увеличить/модифицировать?

Рассмотрим вариацию SCAMPER с процессом «Увеличить» (Magnify). В этом случае стоит задаться следующими наводящими вопросами:

  • Что я могу увеличить?

  • Что можно преувеличить, где можно выйти за рамки?

  • За счет чего можно увеличить частоту?

  • Как можно сделать выше, больше и сильнее?

  • Что можно продублировать?

  • Как сделать много копий?

  • Как добавить экстрачерты и получить экстраценность?

Слова-триггеры: усилить, дополнить, расширить, рост, сделать более значимым, больше, поднять, растянуть, перешагнуть планку, удлинить, увеличить интенсивность, стимул, подъем и др.

Р — put to other uses?

Применить для чего-то другого?

Постарайся отвлечься от конкретной задачи, и подумай как еще можно применить рассматриваемую идею, услугу или продукт в других целях,  для решения иных проблем. Очень часто идея приобретает особое значение совсем в другом применении, нежели задумывалось первоначально:

  • Для чего еще я могу это использовать?

  • Как иначе люди могут использовать этот продукт?

  • Как бы этот продукт использовал ребенок? А пожилой человек? А человек с ограниченными физическими возможностями?

  • Есть ли другие способы использовать это в текущем виде?

  • Какие другие применения могут быть, если это модифицировать?

  • Если бы я ничего не знал об этом, я бы догадался, для чего это и в чем идея?

  • Могу ли я использовать эту идею на других рынках и в других индустриях?

Слова-триггеры: применить, поведение, выгода, поиграть, получить преимущество, манипулировать, управлять, справляться, применять, работать, пользоваться и др.

E — eliminate/minify?

Исключить/минимизировать?

Суть этого пункта в том, чтобы выделить главное, а затем убрать лишнее, докопаться до сути. Любая задача со временем обрастает формальными условиями, которые делают «коридор» слишком узким, а выполнение задачи – практически невозможным. Снова и снова упрощая свои идеи, объекты и процессы, мы выявляем главную функцию продукта – истинную ценность, за которую люди и будут платить свои кровные деньги.

Вспомогательные вопросы:

  • Как я могу это упростить?

  • Какие части можно удалить или изменить их функции?

  • Что является не ключевым и не необходимым?

  • Какие правила можно игнорировать или отменить?

  • Что, если я сделаю это меньше, короче или компактнее?

  • Какую фишку продукта можно «пропустить»? И какую я недооцениваю?

Слова-триггеры: отменить, ограничить, лимитировать, отбросить, выбросить за борт, упростить, укоротить, выкорчевать, уменьшить и др.

R — reverse/rearrange?

Перевернуть/изменить порядок

Подумай над тем, как твоя проблема может разрешиться, как продукт или процесс будет работать, если ты поменяешь порядок действий. Спроси себя:

  • В каком другом порядке это можно выстроить, чтобы стало лучше?

  • Можно ли поменять компоненты местами?

  • Есть ли другие процессы, макеты, фреймворки и последовательности, которые я могу использовать?

  • Можно ли сместить источник или эффект?

  • Можно ли изменить темп или график доставки?

  • Можно ли сместить позитивные и негативные моменты, реакции и т. п.?

  • Что, если сделать это в обратном порядке?

  • Что, если я сделаю все наоборот?

Слова-триггеры: вывернуть, опрокинуть, перетасовать, реорганизовать, изменить график, развернуть и др.
.

Безусловно, для каждого этапа ты можешь использовать свои, более подходящие ряды вопросов и слов-триггеров. Также есть тенденция к замене ключевых слов-приемов и модификации модели SCAMPER: вместо Modify («Что я должен модифицировать?») можно использовать Magnify («Что я должен увеличить?»); вместо Eliminate («Что нужно исключить?») – Minify («Что можно минимизировать?») и Simplify («Что можно упростить?»); вместо Reverse («Что можно перевернуть?») – Reorder («Что можно поменять местами?») или Rearrange («Что можно перегруппировать?»). Таким образом, модель SCAMPER особенно хороша и устойчива из-за своей гибкости и открытости. Нет строгой необходимости уложиться в аббревиатуру – вы можете сохранять общий принцип (отвечать на ключевые вопросы), но при этом заменять какие-то из ключевых вопросов-приемов, если это релевантно ситуации, – суть SCAMPER в том, чтобы заставить вас думать иначе.

Понравилась статья? Увидел ее полезность и актуальность по отношению к твоим задачам? Тогда подписывайся на паблик [BZ откровения], чтобы не пропустить ещё более крутую технику для анализа твоего бизнеса!

Иван Терских,  

[BZ откровения]